Статьи

Мария Юдина

Пианистка,профессор Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского

10-го ноября сего <1962> года многочисленные слушатели, собравшиеся в Октябрьском зале Дома Союзов, были свидетелями немаловажного музыкального события: играла Вера Августовна Лотар-Шевченко, выдающаяся пианистка, – замечательный человек. Она дала ответственную программу: две сонаты Бетховена (соч. 53 и 57) и двадцать четыре прелюдии Шопена. В общеизвестных сонатах Бетховена, играемых во всём мире как начинающими, так и прославленными пианистами, разумеется, трудно сказать какое-либо новое слово, и чем более объективен и самоотвержен интерпретатор, тем более он прав; так и поступила Вера Августовна: сонаты были исполнены обдуманно и тщательно. В прелюдиях Шопена уже сказалась её яркая индивидуальность, ищущая, мятежная и волевая. Многие образцы сего величественного цикла прозвучали свежо и необычно. Однако, приступив к щедрому бисированью, пианистка полностью раскрыла свой исполнительский масштаб, развернула подвластную ей громадную и разнообразную виртуозность – техническую свободу и звуковое богатство; никто не уходил, все сидели как заворожённые; Вера Августовна сыграла «Игру воды» Равеля, три прелюдии Дебюсси, «Колыбельную» и знаменитый полонез As-dur Шопена. «Кампанеллу» Паганини – Листа и 12-ю Венгерскую рапсодию Листа. Каково! В игре её не ощущалось ни малейшего утомления, напротив, истинное вдохновение всё более осеняло её, и порой чисто-пианистические моменты исполнения сверкали радужным блеском; особенно удались ей произведения Равеля и Дебюсси – шедевры родной ей французской культуры. Лишь выдающийся пианист, сильный духом и обладающий могучим и выработанным аппаратом, может исполнить столько различных произведений в одном концерте на столь высоком уровне. Интерпретация Равеля и Дебюсси не оставляет желать лучшего, и следовало бы зафиксировать таковую в магнитофонной или граммофонной записи. Вера Августовна – ученица великого французского пианиста Альфреда Корто.
Остается добавить, что она прошла через многолетние тягчайшие испытания эпохи культа личности; только истинный художник и человек высокой и сильной духовной организации смог в такой степени сохранить свою личность и восстановить длительным и упорным трудом своё мастерство.

Возврат к списку