Пресс-центр

2 тур Юношеского конкурса - Попугаева А.

…Несколько минут до начала прослушиваний. В зале царит спокойная и дружелюбная атмосфера. Слушатели в основном садятся в левую часть зала, чтобы лучше видно было руки и движения исполнителя. Члены жюри все в сборе, они пришли задолго до начала прослушивания. И ровно в 10 часов объявляется первый конкурсант — Анастасия Рязанова. Начинает звучать 27 соната Бетховена. Исполнение с первых нот захватывает, оно наполнено бетховенской экспрессией. А ведь исполнение бетховенских сонат — дело очень энергозатратное и требующее полной музыкантской отдачи. Но Настя отдает себя всю музыке, и это сразу слышно. Небольшая перестройка после Бетховена — и начинает звучать «Венский карнавал» Шумана, череда разных состояний и настроений. У Анастасии очень хорошо получается передать каждый образ, и внимание слушателей не ослабевает даже в небольших паузах между пьесами цикла. Выступление конкурсантки завершается удачным исполнением небольшого скерцо Аиды Исаковой.

Во время паузы между выступлениями в зал очень тихо и аккуратно заходит довольно много слушателей, которые не успели к началу прослушиваний. На сцену уверенным шагом выходит Никита Бурзаница. У него безумно виртуозная программа, впрочем, как и у большинства участников. Чего только стоят «Шесть Больших этюдов по Паганини» Ф. Листа! Как раз их мы и слышим после удачного исполнения I части До-минорной сонаты Моцарта. Никита, как лев, преодолевает все технические трудности. А ведь этюды Листа — это уже полностью профессиональный репертуар! Он требует большого технического и музыкантского мастерства, и у Никиты всё это есть. Он завершает свое выступление фееричным исполнением «Полета шмеля» в джазовой обработке Виленского — всего полторы минуты, зато какой эффект!

Дмитрий Овчинников, прежде чем играть, протирает клавиатуру и дает себе немного времени, чтобы настроиться на программу. Он замечательно исполняет I часть сонаты № 6 Бетховена, с большим успехом справляется с трудной октавной Венгерской рапсодией № 6 Листа. И в завершение своей программы играет «Прелюдию и токкату» Пирумова. Достаточно редко исполняются такие произведения на концертной эстраде, и здорово, что ребята включают их в свою конкурсную программу.

…Десятиминутный перерыв в прослушивании. Члены жюри поднимаются, чтобы немного передохнуть. Кто-то просто ждет завершения перерыва, а кто-то бурно обсуждает исполнение только что отыгравших ребят.

Какие ребята молодцы! Ведь в конкурсной программе за оба тура многие охватывают практически все музыкальные стили и эпохи — начиная с Баха и заканчивая музыкой конца XX века. Для исполнения такого разнообразия стилей и жаров требуются большое мастерство и широкий кругозор. И все ребята с этим неплохо справляются. У каждого участника хорошо продумана программа: взяты произведения яркие и разнохарактерные, чтобы максимально раскрыть исполнительский потенциал пианиста.

…На сцену выходит Наталия Афонина. Она садится за рояль, сосредотачивается и начинает играть. Снова звучит 27 соната Бетховена — по-другому, чем у А. Рязановой, но не менее интересно, с бетховенскими напором и волей. Испанская рапсодия Листа выглядит в руках Наталии богато, с размахом и по-мужски мощно. Даже и не скажешь, что за инструментом сидит хрупкая девушка в красивом платье. Рапсодия очень многогранна, и пианистка мгновенно переключается между образами, быстро меняет динамические градации и красочно играет тембрами. Настоящий профессионал! Затем звучат «Хорал и инвенция» композитора Кажаевой. Когда исполнитель берется за произведение в жанре хорала, сразу ясно, что он должен хорошо владеть красками и тембрами инструмента, — и Наталия оправдала эти ожидания.

Самая юная участница в этой возрастной категории — Мария Шавтельская из Казахстана — выходит в необычном платье с рюшами голубого цвета — цвета флага Казахстана. Это очень патриотично и очаровательно выглядит. Маша с успехом исполняет свою программу. Анастасия Косинова, сменившая вчерашнее концертное платье на брючный костюм, тоже выглядит замечательно. Все-таки встречают по одежке. Редко можно услышать такое филигранное и искрящееся исполнение Моцарта, какое продемонстрировала Настя. Цикл «Четыре настроения» Благого прозвучал как несколько разных и очень прочувствованных пианисткой настроений. Настя завершила свое выступление скерцо № 2 Шопена. Какой замечательный мягкий звук — то полетный, то мягкий и плотный.

…Прослушивания продолжаются. Слушатели прибавляются и не уходят. Объявляется участник под номером 7 — Лев Давыдов. Соната Моцарта у него звучит легко, фактура искрится. Такое ощущение, что его руки играют сами, а он искренне восхищается и радуется звучащей сейчас музыке. В ноктюрне Десятникова «Мания Жизели» — совсем полярное настроение, тоска и глубокая грусть, которой проникается Лев и погружает в это состояние всех слушателей. После исполнения ноктюрна ему потребовалось время, чтобы переключиться на скерцо № 3 Шопена, которое он исполнил очень ярко. Какого бы композитора не играл Лев, у него очень трепетное отношение к звуку, это очень похвально.

Со скромной улыбкой выходит еще один участник из Казахстана — Рашид Рахимов. Он поражает своим техничным исполнением «Испанского каприса» Мошковского. Интересно было послушать и «Романтическую прелюдию» казахского композитора Кажгалиева.

И последним участником конкурсного прослушивания сегодняшнего дня стал Павел Войцеховский — очень яркий и запоминающийся участник, у которого всё звучит просто замечательно. Соната «По прочтении Данте» Листа — это почти вершина фортепианного мастерства, как в техническом плане, так и в эмоционально-смысловом. И Павлу удалось достичь этой вершины. Вместе с последними торжественными аккордами сонаты закончилось прослушивание конкурсантов на сегодняшний день, пролетевшее будто на одном дыхании.

Анастасия Попугаева,
студентка V курса фортепианного отделения УГК


Возврат к списку