Пресс-центр

Classica.FM

Завершился второй тур в Основной группе V Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, проходящий в Екатеринбурге.

4 июля 2014 после завершения прослушивания одиннадцатого участника Второго тура жюри назвало имена шести финалистов.

Их имена в порядке жеребьевки: Софья Бугаян (окончила Ростовскую консерваторию), Роман Мартынов (Московская консерватория, класс В. Троппа), Алексей Чуфаровский (ЦМШ, класс К. Шашкиной), Николай Медведев (аспирант РАМ им. Гнесиных, класс Т. Зеликман), Константин Емельянов (Московская консерватория, класс А. Мдоянца) и Алексей Вакер (РАМ им. Гнесных, класс Т. Русановой).

Надо отдать должное конкурсантам – никто из них не только не сдал позиций, завоеванных в первом туре, но многие усилили их.

Николаю Медведеву трудно было увеличить впечатления, оставшиеся у публики после его блистательного выступления в первом туре. Во втором туре он также выступил прекрасно. Во-первых, как в первом туре, когда Медведев играл сочинения таких разных авторов как Метнер и Равель, так и во втором была экзотическая изюминка – «Ноктюрн» Панчо Владигерова.

Хороша была у него Шестая соната Прокофьева, а кульминацией программы стали «Воспоминания о «Дон Жуане», в которых виртуозность Листа была доведена до супервиртуозности Бузони, с которой Медведев справился внешне легко, как бы играючи.

Во втором туре оправдал ожидания поклонников Константин Емельянов, сумевший справиться с волнением и выступивший в полную силу своего дарования. Его программа демонстрировала успешное владение разными стилями – от Скарлатти до Мессиана.

В его выступлении можно особо отметить Три фрагмента из балета «Петрушка» Игоря Стравинского, исполненных ярко, темпераментно и при этом технически весьма успешно. Симфонические этюды Шумана (в редакции с посмертными вариациями) прозвучали у него масштабно и интересно.

Порадовал завершивший прослушивания второго тура Алексей Вакер, который свое выступление начал с великолепного исполнения двух Прелюдий и фуг из цикла Родиона Щедрина, совершив затем стилистический скачок почти на два века назад – к экспромту № 4 из ор. 90 Шуберта и оттуда к изысканной сонатине Равеля.

Прекрасно прозвучал у Алексея Рахманинов с его интереснейшими гармоническими находками - как в замечательных трех прелюдиях, так и Второй сонате. Вакер показал очень точное ощущение стиля в столь разных по характеру пьесах.

Роман Мартынов, очень грамотный пианист с великолепной школой, показался всё же менее убедительным.

Софья Бугаян во втором туре играла вполне добротно и технически со всем справлялась, но на её исполнении лежит печать некоторой школьной назидательности. Оно больше походит на учебное пособие, чем на живую музыку.

Исполнение Алексея Чуфаровского технически почти безупречно, но у пианиста всё звучит одинаково: что Рахманинов, что Губайдулина, что Шуберт. К сожалению, этот недостаток присущ многим пианистам нынешнего поколения, но у Чуфаровского он ещё отчётливее заметен. Может быть, как раз именно на фоне технического совершенства возникает жажда большей музыкальности.

К сожалению, в финал не прошли Зульфат Фахразиев и Виталий Щербакова. Если кто и обладает обширной и разнообразной колористической фортепианной палитрой, так это Фахразиев. На фортиссимо он не колотит по клавиатуре - не в ущерб динамике. Он ласкает инструмент, а не воюет с ним. В этом качестве ему нет конкурентов среди участников этого конкурса.

«Печальные птицы» и «Лодка в океане» Равеля прозвучали у Фахразиева изысканно и даже аристократично, а Скерцо си-бемоль минор Шопена – просто восхитительно.

Хорошо была выстроена по форме (что непросто для этого сочинения) Вторая соната Рахманинова. Закончил программу второго тура Фахразиев блистательно исполненным Концертным этюдом № 1 Капустина, написанном в джазовом стиле. И здесь у него нашлись совершенно особые музыкальные краски и приемы, что свидетельствует о широте исполнительского диапазона пианиста.

С иной стороны был интересен Щербаков. В обеих турах он произвел впечатление мастерством построения формы, но и рояль у него звучал превосходно и красочно. Он превосходно сдержан, при этом не сух.

Думается, что конкурс потерял от того, что Зульфат Фахразиев и Виталий Щербаков не будут выступать в финале, однако законы конкурсной борьбы неумолимы, иногда арифметика баллов довлеет над музыкальностью и дает совершенно неожиданные результаты. Это одна из негативных сторон конкурсов, как института.

Третий тур конкурса начался 5 июля в Большом зале Свердловской областной филармонии. В нем принимает участие Уральский академический филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр Дмитрий Лисс) под управлением Евгения Бушкова.

В конце хочется поделиться некоторыми впечатлениями от внешних признаков бытия академической музыки в Екатеринбурге. Они разительно отличаются от столичных реалий, причем положительную сторону.

Всюду по городу, по крайней мере, в его центре, расклеены афиши V Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. В центре вообще довольно много афиш, связанных с академической музыкой - ясно, что музыкальная академическая жизнь Екатеринбурга не впадает в летнюю спячку.

Филармония проводит летние фестивали. На один из них, посвященный П.И. Чайковскому, в разгар лета приедут такие востребованные пианисты как Денис Мацуев и Даниил Трифонов, скрипач Борис Белкин из Бельгии.

Также функционируют музыкальные школы, Музыкальное училище им. П.И. Чайковского, Консерватория им. М. Мусоргского. Активно рекламируют себя разные любительские коллективы.

В отличие от Москвы, где музыкальная реклама перманентно пребывает в летаргическом сне, в Екатеринбурге она заметна на каждом шагу. Быть может стоит в столице рекламу культурных событий, особенно в области классической музыки (априори не имеющей коммерческого характера) приравнять к социальной рекламе?


Возврат к списку