Пресс-центр

I тур Основного конкурса (третий день) - Зырянов М.

Прослушивания первого тура основной части Конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко идут полным ходом. Члены жюри уже выслушали такое множество музыки, смогли оценить такие разные исполнения, что их труд поистине можно назвать геройским. Возможно, кто-то из свободных посетителей конкурса также ходит на все прослушивания. К сожалению, автор этого обзора такой возможности не имеет. Но утро 6 сентября было особенным — в этот день прослушивались три участника, учившиеся в Екатеринбурге, — Владимир Матусевич, Анна Семерикова и Виталий Щербаков. Такую подборку пропустить был невозможно.

В программу Владимира Матусевича (выпускника Уральской консерватории по классу профессора А. И. Букреева) входило три произведения — прелюдия и фуга cis-moll из 1 тома ХТК Баха, пьеса «1981» эстонского композитора Лепо Сумеры и — внимание — все 12 этюдов Шопена op.10! Прелюдию и фугу Баха со столь суровым содержанием (знаменитая «тема креста» была чуть ли не первыми звуками, что услышали все собравшиеся в этот день) Владимир играл не слишком строгим звуком. Вообще-то автор этих строк всегда несколько критически относится к «романтическому» стилю исполнения Баха — но, как ни странно, исполнение Матусевича примирило его с подобной манерой. Нечто среднее между сухой строгостью аутентичного барокко и романическими вздохами посреди серьезной фуги — это то, что было представлено у пианиста, и то, что для данной прелюдии и фуги подошло идеально. В медленном темпе пьесы Сумеры проявились новые, неведомые ранее (по крайней мере, в рамках этого конкурса), интонационные и эмоциональные оттенки игры Матусевича.

Но только в исполнении этюдов Шопена стали понятны истинные цели и задачи Владимира на первом туре конкурса. Как все знают, этюды Шопена — это целая энциклопедия виртуозных пассажей, характеров и технических сложностей для пианиста, и, читая ее, конкурсант показал всё, на что он способен. Матусевич исполнял этюды практически без перерыва, легко переходя от одной музыкальной краски к другой и прекрасно демонстрируя каждую из них. Это весьма и весьма заслуживает уважения.

Следующим номером на утро четверга выпало выступать Анне Семериковой, студентке 3 курса Уральской консерватории (класс профессора М. Н. Ярославцевой). В ее программу входили 4 произведения — та же прелюдия и фуга Баха cis-moll из 1 тома ХТК, соната № 17 ре-минор Бетховена и два фортепианных парафраза Листа — «Смерть Изольды» на музыку Вагнера и «Воспоминания об опере „Лючия ди Ламмермур“» на музыку Доницетти. Исполнение баховского цикла легко было сравнить с предыдущей версией Матусевича — и вот Анна как раз оказалась приверженцем строгой аутентичной манеры. По ее игре видно, что она очень хорошо разобралась в чувстве стиля музыки барокко. Соната Бетховена оказалась очень хорошим выбором для конкурса — именно в ней была проявлена исполнительская многозадачность, и Анна исполнила сонату с безупречной техникой.

Что касается парафразов — этот жанр, по мнению автора статьи, не всегда подходит для музыки тех композиторов, на которую он написан. Так произошло с Вагнером — его героические волевые интонации плохо мыслятся без соответствующей оркестровой фактуры, а лирическая тема Изольды с протяжными нотами в высоком регистре с трелями у Листа звучит несколько неказисто. Однако Анна играла настолько верно и старательно, насколько это возможно. Тем более что торжественная кульминация выстроена Листом практически в полном соответствии с Вагнером, и здесь пианистическое мастерство Анны пришлось как нельзя кстати. Удивительно, но музыка Доницетти, переложенная Листом на фортепианную фактуру, наоборот, выиграла в выразительности. При этом технически этот парафраз был не слишком сложным, и Анна, можно сказать, отдохнула душой, исполняя эту музыку. Это было очень хорошее завершение выступления.

Последним утренним участником конкурса, под номером 13, стал Виталий Щербаков, наш земляк, выпускник Гнесинской академии и аспирантуры Московской консерватории (класс В. Троппа). Слушателю он знаком по участию в конкурсе памяти Веры Лотар-Шевченко в 2014 году. На этот раз он подготовил для первого тура программу из трех опусов, выстроенных очень равномерно: сонату Бетховена № 26 Es-dur (ее исполнял также Константин Хачикян), сонатину Равеля Fis-dur и 119-й опус Брамса из четырех пьес. Соната и Сонатина исполнялись целиком, так что пространство для маневра у Виталия было довольно велико. Если сравнить исполнения сонаты Бетховена В. Щербаковым и К. Хачикяном, то в целом они выглядят равнозначными. В игре Виталия, правда, не было столь резких контрастов, как у Константина, — Виталий подчеркивал перемены не столько динамикой, сколько характером игры и темповыми различиями. В сонатине Равеля, как произведении крупной формы, Виталий должен был довольно долго поддерживать в своем исполнении дух импрессионизма, и не сказать, что ему это полностью удалось. Цикл же Брамса стал для пианиста той самой интонационной и технической фортепианной энциклопедией, которая, так или иначе, присутствует в программе каждого участника.

***

Уже целую неделю длится конкурс пианистов имени Веры Лотар-Шевченко. Впереди еще много новых открытий и целые бездны прекрасной музыки. Автор уверен, участники сделают всё от них зависящее, чтобы порадовать своим мастерством жюри конкурса и почтенную публику. Конкурсные прослушивания открыты для всех желающих. Каждый найдет музыку себе по душе.

Михаил Зырянов, кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории музыки УГК им. М. П. Мусоргского


Возврат к списку