Пресс-центр

II тур Основного конкурса - Зырянов М.

Когда появилась информация о том, что на второй тур Основного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко пропущены все участники, это вызвало недоумение. Конечно, они все достойны — но ведь на проведение второго тура просто могло бы не хватить времени. Поэтому члены жюри решили совершить слушательский подвиг — и поставили в расписание 2 тура по восемь участников в день. Таким образом, 8 сентября прослушивания начались с 9 утра и закончились только к 6-ти вечера. При этом участников конкурса попросили несколько сократить свои программы, что они и сделали.

Автор обзора прибыл на прослушивания к тому времени, когда начал свое выступление конкурсный номер 4 — уже знакомый ему Данило МАЦЕТТИ. На втором туре итальянский воспитанник Лондонского Королевского музыкального колледжа сыграл токкату D-dur Баха и сонату № 1 ре минор Рахманинова. Это было выигрышное контрастное сочетание произведений — двухвековая разница авторов (кстати, и противопоставление одноименных тональностей) позволила показать пианиста с противоположных сторон. Жанр токкаты, как известно, обладает большей свободой, чем прелюдия, и более быстрым темпом. А в данной токкате, к тому же, было множество характерных для искусства барокко мелизматических украшений. И то, каким строгим звуком Мацетти исполнял столь непростое сочинение, еще раз указывает на его высочайший профессионализм. Не пропал пианист и в сонате Рахманинова, которая позволила раскрыть совершенно другого Мацетти — романтически вдохновенного виртуоза. Оба сочинения он сыграл одинаково легко и приятно (это же качество было присуще его исполнению и на первом туре). Наилучшим моментом во всем его выступлении стала кульминация первой части сонаты. Но и во второй и третьей частях он не сбавил оборотов, и был великолепен до самой последней ноты.

Константин ХАЧИКЯН, следующий за Мацетти, должен был представить на втором туре весьма развернутую программу из пяти произведений. Ему пришлось сократить ее до трех — Полонеза-фантазии op. 61 Шопена, сонаты № 3 Скрябина и пьесы «Остров радости» Дебюсси. Произведения все как на подбор, в золотых панцирях технических сложностей. Константин знал это: начав с Полонеза-фантазии, он старался беречь силы, играл спокойно. В целом это произведение Шопена попроще, чем другие его опусы (если к сочинениям Шопена вообще применимо слово «простота»). Наиболее крупным и трудным из номеров программы стала соната Скрябина. Ее еще называют «Состояния души» — это почти что небольшая симфония для фортепиано. Множество романтических состояний, выраженных в этой сонате, требуют большого мастерства для воплощения. Соната очень виртуозна, и даже более спокойная третья часть совсем не легка. Поэтому «Остров радости» Дебюсси прозвучал как «радостное» отдохновение от скрябинских душевных порывов. Завершение пьесы у Константина вышло с чувством собственного достоинства — что сказать, и умение пианиста, и выбор произведений для игры побуждают к некоторому самовосхвалению.

Сергей БЕЛЯВСКИЙ — ученик профессора Л. Наточенного, выпускник Московской консерватории и магистрант швейцарской Kalaidos Musikhochshule. От такого перспективного молодого человека можно ждать многого на сцене, и он вполне оправдал ожидания. В его программу входили 3 этюда из цикла «Шесть больших этюдов по Паганини» Ф. Листа (изначально он хотел сыграть все шесть) и весь цикл «Картинки с выставки» Мусоргского (его разделить и сократить невозможно, если только не играешь пьесы в отдельности). Лист в своих этюдах сделал знакомые скрипичные темы во многом даже лучше — в фортепианной фактуре и новой аранжировке они звучат свежо и интересно. Сергей в полной мере старался сохранить подобное настроение. Кроме того, этюды Листа — это виртуозность во всех ее проявлениях. Но казалось, что для ученика швейцарского вуза виртуозное исполнение — это нечто само собой разумеющееся. В «Картинках» Мусоргского стоит другая задача: эти пьесы тоже непросты, но самое главное в них — воплощение множества характерных образов и звукоизобразительных приемов. Подобное сочетание делает цикл Мусоргского, пожалуй, даже более сложным, чем этюды Листа, так как в нем нельзя сделать упор на том, чтобы просто покрасоваться своими умениями. Воплощение программных образов — очень хорошая задача для конкурса пианистов, и Белявский отлично с ней справился.

Самым неоднозначным в этот день было выступление Владимира СУШКОВА (выпускника Московской консерватории по классу В. Горностаевой). В его программу входили только небольшие сочинения — цикл «Танцы давидсбюндлеров» Шумана, фантазия «Исламей» Балакирева и «Шесть картин для фортепиано» Бабаджаняна. Подобное сочетание произведений в одном выступлении не слишком логично — при многих разнохарактерных пьесах внимание слушателя распыляется, а исполнитель может постепенно перестать переключаться с образа на образ и начать играть все одинаково — просто от естественной усталости. К счастью, Владимир такого не допустил, но первое из опасений всё же оправдалось. В цикле Шумана целых 18 пьес, и они не слишком рельефны, это раннее сочинение композитора. При этом они не очень трудны по технике — их часто используют в качестве учебного материала. Другое дело — «Исламей» Балакирева, на мой взгляд, одно из самых образно-содержательных сочинений для фортепиано. Здесь музыка сама помогает исполнителю. И хотя Сушков начал фантазию несколько суетливо, в целом она была сыграна отлично, — настолько, что ему даже зааплодировали после игры (хотя программа еще не закончилась). Что касается цикла Бабаджаняна, то он плохо ложится на слух, но технически довольно сложен. Так или иначе, публике выступление Сушкова понравилось.

Последней участницей на 8 сентября стала Алиса СТЕКОЛЬЩИКОВА, также выпускница Московской консерватории (по классу В. Пясецкого). В противоположность предыдущему исполнителю, ее программа состояла из двух крупных знаменитых сонат — «Аппассионаты» Бетховена и «По прочтении Данте» Листа. Эта музыка всем известна, наверняка, члены жюри слышали ее во многих вариантах и сами не раз исполняли, так что Алиса оказалась под пристальным вниманием. Но профессионализм Стекольщиковой не вызвал нареканий — она отлично следовала за всеми движениями души обоих произведений, полностью отдаваясь исполнению. Был и еще один фактор, который поставил Алису в выгодное положение: после целого дня прослушиваний, в сравнении с предыдущей, отнюдь не простой для восприятия, программой, «Аппассионата» внесла в слушательское восприятие струю свежего воздуха. То же самое относится и к сонате Листа — Алиса прекрасно поняла все задачи, поставленные здесь «демонической» натурой композитора, и выполнила их. Возможно, лирические образы сонаты были несколько сглаженными, не столь воодушевленными, как основные. Но очень картинно был воплощен образ Рая, и финал сонаты стал достойным завершением выступления Алисы и всего первого дня прослушиваний.

Между тем, второй тур скоро подойдет к завершению, и настанет вершина конкурсных прослушиваний — третий тур, где избранные участники исполнят концерты для фортепиано с оркестром на сцене Свердловской филармонии.

Михаил Зырянов, кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории музыки УГК им. М. П. Мусоргского


Возврат к списку