Пресс-центр

Конкурс им. Лотар-Шевченко: первая премия - у Москвы. Зато у Новосибирска - две вторых.

В течение двух недель в Новосибирске проходил первый Международный конкурс пианистов им. Веры Августовны Лотар — Шевченко. Молодые исполнители из России и стран ближнего и дальнего зарубежья состязались за право носить гордое звание «первый лауреат конкурса».

Следует отметить, что этот конкурс — «первая ласточка». Новосибирск, имеющий немалый опыт проведения международных скрипичных конкурсов, впервые принимает столь представительный форум пианистов. И многие специалисты фортепиано отмечали, что это не только праздник для всех любителей рояля, но и большая ответственность. От того, как пройдет первый конкурс имени Веры Лотар — Шевченко, зависит его дальнейшая судьба, а главное — станет ли он традиционным.

После окончание конкурсной программы и участники, и организаторы были полны надежд и ожиданий.

— Я думаю, что конкурс будет набирать обороты, — сказала профессор Новосибирской Государственной Консерватории им. Глинки, заслуженный деятель искусств России, член жюри конкурса Мэри Лебензон. — И будет, я уверена, еще большее число участников. Сейчас еще многие побоялись приехать: всё-таки Сибирь, далеко. А теперь поймут, что это не так страшно, что это интересно. И у нас замечательный симфонический оркестр! Уже только ради этого стоит приехать на этот конкурс, чтобы поиграть с нашим симфоническим.

Залог долгой жизни конкурса — в той поддержке, которую ему оказали общественные организации, деятели культуры России и Франции. Конкурс проходил под патронатом Фонда первого Президента России Б. Ельцина и при участии Федерального агентства по культуре, администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, Новосибирской государственной филармонии.

Особой благодарностью организаторы конкурса отметили усилия, предпринятые Новосибирской государственной консерваторией имени М.И. Глинки.

— Новосибирская консерватория — выше всяческих похвал, — отметил председатель Оргкомитета конкурса и его директор Юрий Данилин. — Условия, которые нам создали ректор, деканат, профессорско-преподавательский состав были просто идеальными. Особенно порадовали студенты и преподаватели и консерватории, и музыкального училища, которые сидели на каждом конкурсном прослушивании. Внимание слушателей было очень большим. И я думаю, что и в будущем у нас будет все в порядке.

Конкурс имени Веры Лотар — Шевченко сразу заявил о себе как о престижном музыкальном событии. Не каждый фортепианный конкурс может позволить себе две параллельные программы — юношескую и основную. В Новосибирске это сделать рискнули, и юношеская программа, в которой выступили 18 исполнителей (от 16 до 18 лет) была очень интересной. Юные пианисты из Бийска, Москвы, Калуги, Свердловска, Санкт — Петербурга, Кирова, Красноярска, Новосибирска, а также Украины и Узбекистана продемонстрировали высокий исполнительский класс, зрелость и техническое совершенство, достойное больших мастеров.

Программа конкурса было весьма трудной: пожалуй, только на конкурсе имени Чайковского на третьем туре финалисты должны исполнить два (!) фортепианных концерта с симфоническим оркестром. В Новосибирске рискнули пойти и на это. И конкурс потребовал от музыкантов не только проявить свой талант, но и продемонстрировать характер, волю и недюжинное упорство.

И компетентному жюри во главе известным французским пианистом, лауреатом международных конкурсов, профессору Берлинского университета искусств и Национальной консерватории Парижа Паскалю Девуайону выбор было сделать непросто. В этой нелегкой работе ему помогали: профессора НГК им. Глинки Мэри Лебензон, преподаватель Центральной музыкальной школы (заместитель председателя жюри) Кира Шашкина, лауреат международных конкурсов пианист Евгений Михайлов, профессор кафедры специального фортепиано Санкт — Петербургской государственной консерватории, профессор Высшей школы музыки Каталонии (Барселона) заслуженный артист России Леонид Синцев, вице — президент Международного Скрябинского общества, президент Фонда Скрябина, кандидат исторических наук Александр Скрябин, дирижер Евгений Бушков.

Уровень конкурса был высок. Это и отметили и специалисты, и сами участники. Тем отраднее убедительное выступление представителей новосибирской фортепианной школы.

Дипломантом конкурса стал новосибирский пианист Дмитрий Карпов, солист Новосибирской филармонии, в прошлом — студент Новосибирской государственной консерватории (класс профессора М.С. Лебензон). Этот музыкант хорошо знаком новосибирской публике по многочисленным филармоническим программам, в частности по выступлениям в дуэте с пианистом Геннадием Пыстиным. Другим дипломантом стал молодой музыкант из города Березовский (Свердловская область), аспирант Уральской консерватории Константин Тюлькин.

Лауреатом третьей премии стала представительница Санкт-Петербурга Татьяна Прушинская. В финале она убедительно сыграла Первый фортепианный концерт Бетховена (до мажор) и виртуозную Рапсодию на темы Паганини Сергея Рахманинова.

Борьба за вторую премию была отчаянной. Уровень выступления был настолько высок, что жюри ничего не оставалось, как объявить двух лауреатов. Ими стали две новосибирские пианистки: Елена Садчикова и Наталья Талдыкина.

Елена Садчикова — аспирантка НГК им. Глинки (класс профессора Дины Леонидовны Шевчук) продемонстрировала блестящую технику, зрелость и необычайность своего дарования в до-мажорном концерте Бетховена и Концерте фа-диез Александра Скрябина. Кстати, Елена Садчикова вместе с Дмитрием Карповым были удостоены специального приза жюри «За исполнение произведений Александра Скрябина».

Наталья Талдыкина известна всем любителям фортепиано в Новосибирске. Она закончила Среднюю специальную музыкальную школу, Новосибирскую государственную консерваторию, а затем и аспирантуру у профессора Мэри Лебензон. Наталья участница нескольких престижных фортепианных конкурсов, где не раз становилась лауреатом: российско-немецком музыкальном фестивале в Мангейме, Verbier Festival & Academy в Швейцарии, музыкальном фестивале «Просто друзья» в Санкт-Петербурге, российско-американском фестивале в Анкоридже.

Ее блестящее исполнение Концерта № 27 Моцарта (си бемоль мажор) и Рапсодии на тему Паганини Рахманинова принесли ей заслуженно вторую премию конкурса.

Но убедительнее всех выступил молодой московский пианист, учащийся 10-го класса Центральной музыкальной школы при МГК им. Чайковского Филипп Копачевский (класс заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Киры Шашкиной). Его исполнение 4-го концерта Бетховена, а особенно 2-го концерта Брамса покорило и публику, и жюри.

Конкурс имени Веры Лотар — Шевченко стал истинным праздников для всех любителей фортепианного искусства в Новосибирске. Он еще раз подтвердил высокий статус и профессиональное мастерство представителей новосибирской школы фортепиано.

Возврат к списку