Пресс-центр

Отзыв о выступлениях участников I тура юношеского конкурса

В воскресенье 19 июня в Большом зале Детской филармонии состоялись выступления участников Юношеского конкурса. В состязании приняло участие пятнадцать конкурсантов, представлявших начальные и средне-специальные музыкальные учебные заведения различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Екатеринбург, Новосибирск, Киров) и зарубежья (Польша, Узбекистан). В I туре каждый конкурсант представил 20-минутную программу из четырёх произведений: полифоническую пьесу, этюд К. Черни из сочинения 740, концертный этюд романтической традиции (Лист, Шопен, Рахманинов, Скрябин), пьесу французского композитора XIX-XX вв.

Все участники продемонстрировали высокий уровень подготовки и в целом успешно справились с техническими и художественными задачами, которые ставит перед исполнителем выбранная им конкурсная программа. Среди выступлений первого тура хочется отметить наиболее, на наш взгляд, яркие.

Стилистической точностью исполнения, великолепной штриховой культурой запомнилось выступление Алины ПОНАРЬИНОЙ, 16-летней пианистки из Москвы, студентки музыкального училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс заслуженного учителя РФ О.Е. Мечетиной). В своём выступлении Алина показала себя как зрелый и подлинный музыкант. С первых нот баховского цикла Фа-мажор из второго тома «ХТК», которым Алина открыла своё выступление, сразу можно было почувствовать природную музыкальность пианистки, очень естественное и осмысленное прикосновение к инструменту, и как результат − безукоризненное владение фактурой, сочный, красивый звук.

Последнее качество в полной мере присуще и другому конкурсанту − Артуру ВОРОЖЦОВУ, студенту Новосибирской консерватории (класс Л.В. Семешко). Мягкое, бархатное туше, раскрывающее всё тембровое богатство инструмента, выделяет этого пианиста среди остальных. Стоит отметить и безупречное владение фактурой и фразировкой − важнейших категорий инструментального исполнительства. Блестяще в исполнении Артура прозвучал трансцендентный этюд Ф. Листа f-moll, требующий от исполнителя не только технической «подкованности», но и волевых качеств, которыми несомненно обладает Артур.

Настоящим открытием конкурса стала Камила ГАРИПОВА − конкурсантка из Узбекистана. Несмотря на свой юный возраст, 14-летняя ученица 7 класса Ташкентского академического лицея им. В.А. Успенского показала высокий уровень исполнительского мастерства. Поразила сложность выбранной программы, в которой были заявлены, в частности, «Игра воды» М. Равеля и «Кампанелла» Ф. Листа. Стилистически точное, совершенное с точки зрения образного решения, исполнение Камилой «Игры воды» особенно запомнилось слушателю. Может быть, это было лучшее исполнение равелевской музыки, которое прозвучало на конкурсе в этот день.

Самым смелым, темпераментным и неординарным участником Юношеского конкурса оказался Александр КЛЮЧКО, уроженец города Саранска (респ. Мордовия), ныне − студент Московского музыкального колледжа им. Ф. Шопена. Конкурсная программа пианиста оказалась сложнейшей, особенно, если учесть, что Александру ещё нет и 16 лет. В неё вошли: es-moll-ный цикл из I тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, этюд № 50 ор. 740 К. Черни и такие признанные вершины фортепианной литературы, которые включают в свой репертуар крупнейшие пианисты-исполнители, как «Дикая охота» Ф. Листа и «Альборада» Равеля. С первых интонаций баховской прелюдии, полных возвышенной скорби, Александр захватил внимание слушателя. Дело тут не только в безупречном владении полифонической фактурой, качеством прикосновения к роялю, фразировке, но и в невероятной концентрации пианиста на самом процессе исполнения, которым невольно увлекается слушатель. В технической пьесе Александр показал свою чеканную, оточенную технику, которая в «Дикой охоте» помогла ему во всей силе передать неистовую, безудержную страсть погони. «Альборада» или «Утренняя серенада шута» М. Равеля стала кульминацией выступления конкурсанта. Она заставила слушателя, вцепившись в ручки кресел, напряжённо следить за каждым неожиданным поворотом музыкальной мысли, которыми полна эта завораживающая и невероятно сложная в техническом отношении пьеса.

Среди остальных конкурсных выступлений программы I тура конкурса хотелось бы отметить поэтичное прочтение прелюдии Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» конкурсанткой из Польши Джулией ЛОЗОВСКА, убедительную, яркую подачу этюда Скрябина cis-moll ор. 42 № 5 Евгением ЕВГРАФОВЫМ, участником из Москвы, а также исполнительскую культуру пианиста из Новосибирска Осмона РАМАКУЛОВА. Желаем всем исполнителям во II туре удачи, уверенности в своих силах и непременного удовольствия от возможности творить музыку на сцене!


Оксана Гагарина, 
 музыковед, аспирантка УГК им. М.П. Мусоргского

Возврат к списку