Пресс-центр

Отзыв о выступлениях второго дня III тура Основного конкурса

III тур – заключительный в конкурсной программе, самое напряженное и апофеозное испытание для финалистов. Шестерка лучших, по мнению жюри, исполнителей три дня последнего тура демонстрирует свой пианистический уровень в рамках жанра фортепианного концерта. Во второй день прослушиваний сцена Большого зала филармонии была отдана двум харизматичным музыкантам, полярно противоположным по исполнительской интерпретации и пианистической школе (несмотря на то, что оба конкурсанта – студенты Московской консерватории).

Открыл второй день финального тура Олег Худяков. Казалось, публика его особенно ждала и приветствовала, предпочитая места, с которых во всех подробностях можно наблюдать за движением рук пианиста. Полюбившийся конкурсант открыл программу третьим Бетховенским концертом (ор.37, c-moll). Концерты Бетховена – лакмусовая бумажка для пианиста. Сдержанный, строгий стиль и постоянное состояние внутренней сжатой пружины – вот фактура и содержание этой музыки. Но Олегу Худякову удалось провести тонкую грань, не увлекаясь звуковым форсированием и напором, и показать себя чутким интерпретатором классического стиля. В солирующей виртуозной партии фортепиано исполнитель сумел продемонстрировать необходимый уровень пианистической техники, а также, что особенно ценно в его интерпретации, передать богатство образов и смен настроений. Игра красок была продемонстрирована настолько рельефно, что фактура всего концерта превратилась в тщательно созданную, единую музыкальную картину. Присутствовало все: борьба страстей и покой созерцания, мужественность и лиризм. Безусловно, Олег – исполнитель слышащий. Конкурсант старался максимально сочетаться с музыкантами оркестра, за счет чего несколько ослабел дух соревновательности солиста и оркестра, столь характерный для жанра. Особенно выразительны были лирические, кантиленные эпизоды – невесомое, удивительно тонкое пиано, правильное чувство темпа позволяли слушателю насладиться всеми музыкальными красотами.

Первый фортепианный концерт Чайковского (ор.23, b-moll) – по-видимому, близкая стихия для исполнителя, где можно продемонстрировать тончайший лиризм и выплеснуть зажигательные эмоции, драматический пафос аккордовых гроздьев и виртуозный декоративный стиль пассажей. Взрыв энтузиазма публики вызвали энергичный финал и торжественная кода. Пианиста провожали бурными аплодисментами.

Конкурсную эстафету во втором отделении принял молодой исполнитель Александр Широков. Лакмус Бетховена в интерпретации четвертого фортепианного концерта (ор.58, G-dur) показал совершенный технический уровень, виртуозность исполнителя. К сожалению, несколько форсированный, прямолинейный звук отодвинул ощущение стиля музыки на второй план. Присутствовали, в первую очередь, энергия, стремительность, технический блеск – в ущерб лирическому началу.

Затаив дыхание, многие ждали второго фортепианного концерта Рахманинова (ор. 18, c-moll), популярнейшего шедевра из репертуара ведущих пианистов мирового уровня. Исполнение первой части было динамичным, вдохновенным: исполнитель дал понять, что внутри него – стальная сердцевина, и это произведение ему вполне «по зубам». Вторая часть концерта – лучший образец поэтичной светлой лирики Рахманинова. Здесь пианист не смог отойти от волнений динамичного начала и не дал в полной мере насладиться музыкой. При этом сольная каденция (перед репризой) была исполнена технически превосходно! Гимнически-торжественный финал подкупил слушателей, пианист почувствовал полную свободу, его фортиссимо было наполнено страстью и блеском, казалось, исполнитель царит на сцене, подчиняя оркестр, который, не сопротивляясь, следует за лидером.

Напряженная атмосфера царила в ходе прослушивания. Предстоит еще один конкурсный день и подведение итогов. Желаем финалистам стойкости! Верится в то, что, каждый смог подняться на ступень выше, вырасти и раскрыть в себе что-то новое и важное для дальнейшего творческого горения!


Юлия Кокорина, 

музыковед, выпускница УГК им. М.П. Мусоргского



Возврат к списку