Пресс-центр

УРАЛ-ТАСС

Главное слово держал идейный вдохновитель, организатор, ныне директор конкурса Юрий Валерьевич Данилин. Он порадовался, что география конкурса памяти В. Лотар-Шевченко, который считается довольно сложным для молодых исполнителей, расширяется. Представлены почти все музыкальные центры страны. В этом году, например, в юношеском конкурсе принимают участие представители Кемерово и Борисоглебска – городов, которые еще не были отмечены. Некоторые участники уже являются лауреатами других конкурсов, так что состав подобрался довольно сильный. Из 40 заявок, присланных в основной конкурс, отбор прошли менее половины. Впервые в конкурсе принимают участие и сразу несколько человек из Екатеринбурга. В Новосибирск они почему-то не ехали, приезжал один Константин Тюлькин.

В жюри участвуют весьма значительные персоны. Тамаш Вашари – пианист и дирижер, вся жизнь которого связана с самыми значительными фигурами венгерской музыки, от Кодаи и до сегодняшнего дня; это, можно сказать, легенда венгерской музыки. Пани Эльжбета Стефаньска-Лукач, профессор Краковской Академии музыки – из самой известной музыкальной семьи Польши, и дочь самой известной польской пианистки, пани Галины Черны-Стефаньски. Оказалось, что и Стефаньска-Лукач, и чех по происхождению Иржи Глинка (последние 40 лет проживает в Норвегии) вполне владеют русским языком.

Конкурс намерен сотрудничать с разными оркестрами. Если третий тур нынешнего конкурса будет сопровождать Уральский филармонический оркестр, то в будущем возможно участие в конкурсе молодежного оркестра Уральской консерватории, который кажется организаторам конкурса интересным коллективом.

Ю.В. Данилин подчеркнул два сенсационных момента. Первый – это издание книги воспоминаний о Вере Лотар-Шевченко «Умри, или будь!», в которой впервые собраны уточненные биографические сведения о пианистке. Большие федеральные газеты уже откликнулись на это издание. Но самую сенсационную, конечно, вещь проделала Уральская консерватория. Долгое время музыкальные критики были уверены, что записей с выступлением Веры Лотар-Шевченко не сохранилось, кроме единственной легальной пластинки журнала «Кругозор». Советская власть не решалась издавать пластинки с записью ее концертов. В Новосибирске все, что было, какие-то люди быстренько размагнитили, и ничего не осталось.

И вдруг выяснилось, что в архивах Уральской консерватории нашлись записи Лотар-Шевченко, о которых и помыслить было невозможно. Более того – это оказался концерт 1956 года, то есть один из первых концертов после выхода пианистки из заключения. Это действительно сенсация. И умельцы УГК уже восстановили первое отделение этого концерта, исполнение ею Шопена (во 2-м отделении звучит Дебюсси); запись переведена на диск, который мы будем дарить лауреатам.

Из рассказа Эльжбеты Стефаньской-Лукач выяснилось, что ее мама, пианистка Галина Черны, как и Лотар-Шевченко, училась у Альфреда Корто, великого шопениста. Польской гостье очень интересно, каким образом славяне, порой через французских педагогов, постигают музыку Шопена. Вообще в семье Стефаньска все являются пианистами: мама, отец, бабушка, дедушка, муж …

Кира Александровна Шашкина, преподаватель ЦМШ при Московской консерватории, является членом жюри данного конкурса уже в третий раз. Она специально отметила, что особыми комфортными условиями (что касается проживания и т.п.), нечастыми вообще на конкурсах, конкурс памяти Лотар-Шевченко обязан своему идейному вдохновителю Ю.В. Данилину и Фонду Б.Н. Ельцина.

По мнению К.А. Шашкиной, среди множества существующих сегодня конкурсов конкурс памяти В. Лотар-Шевченко – один из немногих, который посвящен женщине. Есть конкурс имени Маргариты Лонг в Париже, конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурс Татьяны Николаевой в Москве, детский конкурс А. Артоболевской. Но конкурс памяти В. Лотар-Шевченко впервые посвящен не просто женщине, а совершенно особенному музыканту. Ведь она совершила огромный человеческий и музыкантский подвиг.

Вера Лотар-Шевченко вошла в историю как пианистка, которая, пройдя через годы заключения в советских лагерях, нашла в себе силы вернуться в мир музыки. Такой большой перерыв в концертной деятельности и вообще в общении с инструментом, какой был у Лотар-Шевченко, – это равносильно смерти как для пианиста.

«В принципе возвратиться в музыку при таком перерыве нельзя, это невозможно. В мировой музыкальной практике – это единственный случай, – говорит Ю.В. Данилин о возвращении Лотар-Шевченко к концертной деятельности после 13 лет лагерей. – Музыка выстраивала ее личность! После более 10-ти лет лагерей начать снова играть… Господи, нас на неделю поместить в такие условия – мы все сойдем с ума. Какая там музыка! Наше воображение даже не позволяет охватить этот поступок».

«Французы гордятся Жанной д’Арк, – продолжила мысль К.А. Шашкина. – Я считаю, что подвиг Веры Лотар-Шевченко заслуживает не меньшего, а, может быть, и большего. Потому что сохранить страсть к этой профессии, любовь к этой профессии и верность стране, в которой она жила, – это уникально. Для ребят принимать участие в таком конкурсе – большая честь».

Председатель жюри Тамаш Вашари, с помощью переводчицы с английского, рассказал о своем долгом сопротивлении участию в жюри каких-либо конкурсов, которое все-таки было сломлено, и за последние 4 года он принял участие в 10 конкурсах. А о нынешнем конкурсе узнал от дирижера Евгения Бушкова, с которым познакомился – вот такая неожиданная история – на гастролях в Индии, в Мумбае.

На вопрос журналистов, чтό данный конкурс может дать молодому пианисту, Ю.В. Данилин ответил, что конкурс «предоставляет молодым исполнителям то, чего иногда они не могут добиться всю жизнь. Во-первых, они играют самые сложные, интересные произведения, которые запрограммированы конкурсом, ведь они приходят к нам на нашу программу, а не со своей. Во-вторых, они играют с лучшими симфоническими коллективами страны. Досидеться современному пианисту до хорошего оркестра (а Уральский Филармонический оркестр – один из лучших в России) и сыграть с этим оркестром два полноценных концерта – ну это почти цель жизни. А они это получают здесь просто так, на 3-м туре».

Директор конкурса отметил, что программа конкурса выбрана специально сложная. Особенно два фортепианных концерта в 3-м туре – это огромная нагрузка (аналогичные требования есть разве что на конкурсе Чайковского). К.А. Шашкина подтвердила, что и программа 1-го и 2-го туров Основного конкурса тоже непроста, это программа взрослых концертирующих музыкантов, она включает разнообразные произведения, от барокко, классики и до музыки XX века.


Возврат к списку