Пресс-центр

V Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко в Екатеринбурге

В Екатеринбурге открылся Пятый Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Председатель попечительского совета, народный артист России Михаил Плетнев выступил с напутственной речью, пообещав, что никаких «игр» на состязании не было и не будет. 

— Судить вас будет честно и по заслугам. Как вы себя покажете, так вас и оценят, — пообещал Михаил Васильевич. 

При этом он попросил участников подняться с мест.

— Сейчас встали и будущие победители, и проигравшие. И это — реальность, — сказал маэстро. — Конкурс — ерунда. Давайте устроим конкурс между Бахом и Моцартом. Кто выиграет? Все исполнители — разные. Кому есть что сказать, пусть говорит. Хорошо бы всем вспомнить, в честь кого этот конкурс устроен. В честь великой женщины, которая, пройдя невероятные тяготы, начиная свою карьеру с оркестром Артуро Тосканини, оказалась в конце концов тапером в неизвестном театре. Этот человек не потерял самое главное: свободный дух. Искусство для нее было превыше всего. 

По словам Плетнева, конкурс в Екатеринбурге — лучший из памятников выдающейся пианистке. 

— Такие люди, как Лотар-Шевченко, будят человеческую фантазию и заставляют заново взглянуть на самого себя. Но в нашей стране хорошие начинания являются прерогативой энтузиастов. Не будь Юрий Данилин (директор конкурса. — «Известия») лично знаком с Верой Августовной, этой памяти бы не было. В своих книгах он рассказывает о людях, о которых мы ни черта не знаем. Оказывается, в нашей стране есть люди, которыми нужно гордиться.   

Отвечая на вопрос «Известий», что самое важное сегодня для молодых пианистов, Михаил Васильевич процитировал Сократа: «Делай свое дело и познай самого себя». 

К разочарованию публики, играть в этот вечер маэстро не стал и уселся в зале. Место за роялем заняли члены жюри — польская пианистка Эльжбета Стефаньска-Лукач, профессор Академии Сибелиуса в Хельсинки Юхани Лагерспец, француз Фредерик Д'Ориа-Николя и победитель первого конкурса имени Веры Лотар-Шевченко, солист Московской филармонии Филипп Копачевский. 

В этому году участие в состязании примут 28 человек, по 14 в каждой группе конкурса. Юношеский конкурс (исполнители до 19 лет) завершится уже 28 июня, обладатель первой премии получит почетный диплом и $3,5 тыс. Основной конкурс подведет итоги 8 июля, и здесь трем победителям достанется $10 тыс., $ 7,5 тыс. и $ 5 тыс. соответственно. В качестве ангажемента лауреатам предстоит также выступить в легендарном парижском зале имени Альфреда Корто — учителя Веры Лотар-Шевченко. 

По словам директора конкурса Юрия Данилина, в соревновании «представлены все ведущие музыкальные школы России. Приехали участники из Белоруссии, Австрии, Коста-Рики». 

Одна из главных интриг конкурса — отсутствие верхнего возрастного ограничения в основной группе, а это значит, что студенты могут соревноваться с профессорами. В этом году отбор прошли трое преподавателей, в том числе выпускница Киевской консерватории 1978 года. 

Председателем жюри стал профессор Музыкальной академии имени Грига в Осло Иржи Глинка. В разговоре с «Известиями» он отметил, что очень рад снова приехать в Екатеринбург. 

— Я был на многих конкурсах, но нигде не видел такой корректности, как здесь, — заявил Иржи Глинка. 

В работе жюри впервые принимает участие  американский пианист и дирижер Уильям Нолл, знаток и поклонник российской традиции пианизма.

— Российское пианистическое наследие в США особенно засияло в 1958 году, когда Ван Клиберн выиграл конкурс Чайковского. Америка была очарована российской традицией, — отметил гость. — Для меня очень радостно находиться в центре этого искусства, и приятно осознавать, что и в XXI веке пианистическое искусство в России живо. В США нет столь разнообразных пианистических традиций.

Также в жюри вошла преподаватель кафедры специального фортепиано в ЦМШ при Московской консерватории Кира Шашкина, воспитавшая Михаила Плетнева. 

Вера Лотар-Шевченко училась в Париже у Альфреда Кокто, в возрасте 12 лет дебютировала с оркестром под управлением Артуро Тосканини. В 1937 году вышла замуж за сотрудника торгового представительства СССР во Франции Владимира Шевченко и переехала в Советский Союз. В 1941 году была репрессирована вместе с мужем и 13 лет провела в ГУЛАГе, где занималась на клавиатуре, вырезанной на деревянных нарах. После освобождения работала концертмейстером в театре в Нижнем Тагиле, затем солисткой в областных филармониях Свердловска и Барнаула. С 1965 года жила в Академгородке под Новосибирском, выступала с концертами в городах России, в том числе в Москве и Ленинграде.  

Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко был организован по инициативе Фонда Первого Президента России Бориса Ельцина в 2006 году в Новосибирске. В 2012 году конкурс переехал в Екатеринбург. 

Статья газеты "Известия": http://izvestia.ru/news/573043#ixzz366yqOts6

Возврат к списку