Пресс-центр

Второй день 2 тура Юношеского конкурса - Зырянов М.

Завершение юношеского части VII конкурса пианистов имени Веры Лотар-Шевченко оказалось мероприятием, весьма востребованным у слушателя. Были прослушаны оставшиеся четыре участника, прошедшие во 2 тур. Стандартом второго тура были первая часть классической сонаты (в основном играли музыку Бетховена), романтическая пьеса крупной формы и произведение композитора XX—XXI вв. Выступления — по сравнению с 1 туром — были короче по времени, но гораздо сложнее технически. Впрочем, логика выстраивания программы «от простого к сложному» сохранялась и здесь.

Борис Ковров на втором туре исполнил 1-ю часть Сонаты № 11 Бетховена, Венгерскую Рапсодию № 10 Листа и пьесу Гаврилина «Эпитафия герою». Так же, как и на первом туре, чувствовалась уверенная расслабленность исполнителя, сознание собственного места в этом мире и на сцене — поэтому техника исполнения всех пьес была очень высокой. Не подкачал Борис и с точки зрения содержательного выражения — его глубокое знание характера всех трех произведений отлично проявило себя при исполнении.

Полина Седова также играла Бетховена — довольно несложную сонату № 1, а также рапсодию Брамса op. 79 и «Интермеццо памяти Брамса» С. Слонимского. Первые два произведения были поставлены рядом для соразмерности — маленькая 1-я часть сонаты Бетховена соседствовала с громадной, многочастной и виртуозной брамсовской рапсодией, в которой было показано много различных музыкальных состояний. Выбор для выступления подобных протяженных контрастно-составных произведений, вроде рапсодий Листа или Брамса, позволяет молодому пианисту проявить себя с разных сторон. Такая же многохарактерность была присуща и «Интермеццо памяти Брамса».

Матвей Шумков представил на второй тур ля-минорную сонату Моцарта (К.310), а также 1-й «Мефисто-вальс» Листа и концертный этюд «Финал» Н. Капустина. Первые два произведения — одни из самых знаменитых и репертуарных. Моцарт, пожалуй, прозвучал идеально, но в «Мефисто-вальсе» стал проявляться недостаток Матвея — сильные эмоциональные рамки. Для произведения Листа с таким характерным названием, прямо скажем, «листовской демоничности» не хватило. Было заметно и то, что Матвей осознавал свой недостаток и пытался его преодолеть. При этом техника игры Матвея никаких нареканий не вызвала. В последней части «Мефисто-вальса» стала звенеть нота соль третьей октавы, и Матвею пришлось играть этюд Капустина, мирясь с этим фактом. Впрочем, это нисколько его не смутило. После выступления Матвея мастер-настройщик, который был наготове, быстро исправил неполадку.

Даниил Немов, конкурсный номер 13, вынес на второй тур ми-мажорную сонату Шуберта, Скерцо № 3 Шопена и фортепианную транскрипцию «Пролог и скачки» из балета Р. Щедрина «Анна Каренина», созданную Михаилом Плетневым. Скерцо Шопена была сыграно без каких-либо эксцессов, хотя это весьма сложное произведение, многочастное, составное. Единственное — в лирических эпизодах Даниил практически не менял стиль исполнения, и душевности в них не хватило. Зато в пьесе Щедрина-Плетнева, где есть четкое разделение двух крупных эпизодов, Даниил показал, что он способен воплощать совершенно различные музыкальные образы — и тихий полуфантастический «Пролог», и звукоизобразительные активные «Скачки». Это было весьма оригинальное завершение юношеского отделения конкурса.

***

Через час после окончания прослушиваний были объявлены результаты. Время ожидания было скрашено общей дружеской атмосферой облегченности и исполненного долга, всеобщими похвалами, фотографиями и дружескими беседами о музыке. Как сказал собравшимся участникам кто-то из присутствующих — «Все герои, все победители».

Результаты оказались следующими. Официальные благодарности за участие в конкурсе получили гости из Казахстана Рашид Рахимов и Мария Шавтельская, а также Анастасия Косинова из Новосибирска и Дмитрий Овчинников из музыкального училища Чайковского. Другой питомец училища Чайковского, Борис Ковров, получил диплом конкурса; также звания дипломанта удостоились Анастасия Рязанова и Полина Седова. Никита Бурзаница из Донецка получил диплом лауреата III степени — и особый поощрительный приз из Швейцарии, из Базельской музыкальной академии — в виде 1000 марок и приглашения принять участие в конкурсе пианистов в Швейцарии в будущем году. Также лауреатом третьей степени стала Наталия Афонина из Брянска. Лауреатами второй премии стали Лев Давыдов из Бузулука и екатеринбуржец Матвей Шумков. Матвей получил и другой приз — личную премию председателя жюри Рене Шерешевской «За лучшее исполнение французской музыки» (он исполнял на первом туре «Игру воды» Равеля). Лауреатами первой премии стали Павел Войцеховски из Польши и Даниил Немов из московской ЦМШ. Кроме того, Павел получил особое поздравление от Рене Шерешевской — она назвала это «призом зрительских симпатий» — статуэтку черной кошки. После всех поздравлений, аплодисментов и поклонов директор конкурса Ю. В. Данилин пригласил всех на заключительный концерт Юношеского конкурса в «Ельцин центр».

Но конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко еще лишь набирает обороты. Впереди любителей музыки ожидают полторы недели выступлений участников Основного конкурса, разделенного на три тура. И теперь для публики раскрывает свои двери Большой зал Уральской консерватории.

Михаил Зырянов, кандидат искусствоведения,
преподаватель кафедры теории музыки УГК им. М. П. Мусоргского


Возврат к списку